Непросто понять, насколько хороша твоя идея и правильно ли ее воспримет целевая аудитория. Чаще всего в таких случаях бизнес либо запускает продукт в реализацию и действует по обстоятельствам, либо тестирует идею при помощи разных маркетинговых исследований.
Мы в Tiburon Research решили посмотреть на практике, как при помощи качественного опроса можно докрутить идею, провалившуюся на этапе количественного исследования. Для этого мы:
- применили решение Product Idea на платформе Fastuna для количественных результатов;
- провели качественное исследование той же идеи при помощи искусственного интеллекта на платформе Fastuna AI.
Задача была одна — узнать мнение аудитории о провокационном товаре: офисном кресле в виде гроба.
Описание товара выглядит так:
The Last Shift — офисное кресло необычной формы, которое будет каждый день напоминать вам о скоротечности и ценности жизни.
Кресло изготовлено из натурального дерева и покрыто лаком. Оснащено твердой спинкой для соблюдения осанки. Дополнительные боковые панели по бокам кресла смогут отгородить вас от окружающего мира и помочь сфокусироваться на важных задачах.
Кресло подходит для работы в офисе, дома, подчеркнет ваше чувство юмора и стиля. Также можно использовать для захоронения и кремации.
Что мы сделали?
Шаг 1: определили, у кого спрашивать.
Мы сразу приняли решение, проводить тестирование на широкой аудитории, потому что более 50% покупок совершается нецелевыми пользователями, представления о ЦА могут быть ошибочными или зауженными, да и вообще стратегия охвата эффективнее фокуса на активных клиентах на данном этапе (почему так, рассказали здесь).
Шаг 2: провели количественное исследование на платформе Fastuna.
В Product Idea можно тестировать краткие текстовые описания идей, концепций или макетов товара, услуги или сервиса, добавить картинки. В итоге вы сможете узнать, насколько привлекательна идея товара или услуги, готовы ли пользователи купить или воспользоваться продуктом, что нравится, а что нет. Механизм работы прост: респонденты получают ссылку на опрос и отвечают на вопросы анкеты.
Шаг 3: запустили качественный ИИ-опрос при помощи Автомодератора.
Второе тестирование мы провели на платформе Fastuna AI: здесь взаимодействие респондента и искусственного интеллекта происходит через чат на нашей платформе. Опрашиваемые люди знают, что диалог будет вестись с искусственным интеллектом.
{ «osnovaUnitId»: 0, «url»: «https://booster.osnova.io/a/relevant?site=vc&v=2», «place»: «post_inside», «site»: «vc», «settings»: {"modes":{"externalLink":{"buttonLabels":["u0423u0437u043du0430u0442u044c","u0427u0438u0442u0430u0442u044c","u041du0430u0447u0430u0442u044c","u0417u0430u043au0430u0437u0430u0442u044c","u041au0443u043fu0438u0442u044c","u041fu043eu043bu0443u0447u0438u0442u044c","u0421u043au0430u0447u0430u0442u044c","u041fu0435u0440u0435u0439u0442u0438"]}},"deviceList":{"desktop":"u0414u0435u0441u043au0442u043eu043f","smartphone":"u0421u043cu0430u0440u0442u0444u043eu043du044b","tablet":"u041fu043bu0430u043du0448u0435u0442u044b"}} }
Автомодератор Маша, как мы ее называем, наделена человечностью, эмпатичностью и дружелюбностью, умеет задавать уточняющие вопросы и переспрашивать (о том, как мы ее создавали, рассказывали здесь). Такое общение иногда тяжело отличить от стандартной переписки в мессенджере.
Шаг 4: проанализировали результаты.
Результаты опроса на Fastuna получились краткими и однозначными: нестандартное кресло не понравилось аудитории и получило низкую оценку — всего 31 балл из 100. Респонденты сочли неуместным заигрывание с темой смерти, а идею кресла в форме гроба — провальной.
Ниже пример комментария одного из респондентов:
Абсолютный бред. Для того, чтобы один раз пошутить или как элемент искусства ещё подойдёт, но использовать его в повседневной жизни маловероятно. — Мужчина, 30.
Выводы, которые получились у нашего Автомодератора, выглядят интереснее. Транскрипты диалогов первично обработали с помощью ИИ для того, чтобы получилась выжимка по каждому интервью с респондентом.
Впечатления о кресле оказались спорными. Большинство опрошенных отреагировали негативно, но нашлись и те, кто посчитал идею креативной. Например, один респондент в подобной задумке нашел отражение тибетских практик смерти и отсылок к метамодерну. Другому захотелось вживую увидеть это кресло.
Купить рекламу Отключить
Тех, кого кресло заинтересовало, Автомодератор Fastuna AI изучал подробнее, задавая дополнительные вопросы за счет запроса исследователя к ИИ сделать небольшой сторителлинг по каждому вопросу с конкретными отсылками к интервью.
В одном из вопросов анкеты важно было узнать у респондентов понятен ли смысл продукта. В отличие от стандартного решения на Fastuna, сторителлинг ИИ дает не только количественную оценку «понятности», но и описывает ее глубину, выделяя нестандартные точки зрения в отношении идеи.
Большинство, примерно 67,5%, выразили четкое понимание идеи продукта, приблизительно 12,5%, выразили недоумение или непонимание.
Исследование также выявило множество уникальных интерпретаций и реакций на идею продукта. Некоторые респонденты увидели в продукте экологическую идею или вызов, в то время как другие интерпретировали его как комментарий к балансу между работой и личной жизнью или напоминание о том, что нужно наслаждаться жизнью вне работы.
Далее респондентам предстояло ответить на вопрос касательно предназначения такого нестандартного кресла:
- Примерно 25% посчитали, что такое кресло отлично впишется в офис, поможет уменьшить количество отвлекающих факторов.
- Некоторым респондентам было трудно представить, что подобный товар функционален. С их точки зрения кресло скорее подходит под описание арт-объекта или может стать частью зловещего интерьера для страшного квеста.
Один респондент даже предложил использовать стул в качестве юмористического реквизита во время собеседования, проводимого через Zoom :).
Выносим вердикт креслу
По итогам проведенного интервью Автомодератор задала дополнительные вопросы, которые помогли расширить базу полученных ответов. В итоге Fastuna Al выделил плюсы и минусы, которые указали респонденты:
Преимущества:
- Уникальность дизайна: по некоторым оценкам кресло сочли комичным и даже привлекательным.
- Описание продукта привлекло респондентов, у некоторых вызвало чувство восхищения.
- Некоторые рассказали о желании поделиться подобной находкой с друзьями.
- Некоторые респонденты поделились, что хотели бы попробовать кресло.
Недостатки:
- Негативные ассоциации из-за вида кресла. Большинство респондентов сочли кресло-гроб неуместным и тревожащими объектом.
- Неудачный дизайн: некоторые посчитали кресло неприятным.
- Вопрос функциональности кресла спорный: подобный вид отпугивает клиентов, ведь некоторые отдают предпочтение комфорту.
- Противоречивость продукта — весомый показатель. Для некоторых подобная идея считается забавной и креативной, другие же отреагировали отрицательно, поскольку ассоциация со смертью наводит ужас.
- Продукт не универсален: не каждой целевой аудитории понравится подобная задумка.
- Вопрос цены вызвал сомнения: представленные ценовые варианты отличались между собой. Это указывает на то, что людям непонятна ценность этого продукта.
Вместо вывода
В итоге, исследование с использованием решения Product Idea в цифрах показало, сколько людей оценили идею кресла в форме гроба положительно, а кому она показалась слишком смелой. Такой формат исследования быстро и достаточно точно протестировал идею на разной целевой аудитории.
После того, как на этапе количественного исследования идея провалилась, нужно было выяснить причины низких оценок: узнать о болях и возражениях аудитории, увидеть точки роста. Тогда мы обратились к качественным методам, одним из которых и является интервью с Автомодератором на Fastuna AI.
Так, мы узнали о возможных вариантах альтернативного применения кресла, например, в хоррор-квестах, и нашли сложные отсылки к метамодерну и тибетским практикам. Такая маркетинговая информация раскрывает глубокие инсайты, которые помогут доработать даже самую противоречивую, на первый взгляд, продуктовую идею.
Добавить комментарий